Город Мурэн и по реке Дэлгэр-Мурен на байдарке. Монголия, июль 2015 г.

Начало путешествия - озеро Хубсугул - фотоотчет в трех частях: часть 1-я, часть 2-я, часть 3-я.

====================================================================================

Часть 4-я.

Итак, пройдя (в основном - волоком) по реке Эгийн 15 км, мы заночевали в степи, прямо на пастбище, на берегу мелкого ручейка, сплавляться по которому дальше уже никак невозможно.

Что делать? У меня в планшете была подзагружена общая карта автомобильных дорог Монголии. Трасса, которую мы видели прямо от палатки, соединяла курортный поселок Хатгал и областным центром Мурэн. В этом самом Мурэне протекала река Дэлгэрмөрөн, что в переводе с монгольского языка буквально означает «большая широкая река», которая, сливаясь с рекой Идэр, образует столь желанную нам реку Селенгу.

В Иркутске мы распечатали бумажные карты "Генштаба СССР" в масштабе 1 см = 2 км на реки Эгийн и Селенгу ниже впадения Эгийна. Теперь даже когда мы переберемся в Дэлгер, придется путешествовать без карты по ней, затем по Селенге до устья Эгийна. Без карты я не путешествовал ни разу в жизни!  Совсем новый опыт )
 Но сначала нужно еще добраться до города Мурэн, что находился в 80-ти км. южнее и на 400 метров ниже нашей нынешней ночевки.
Сначала мы разобрали и упаковали высохшую за ночь байдарку. Затем устроили "инвентаризацию" продуктов. Ведь мы брали припасов на месяц автономного (без магазинов, рыбалки и охоты) путешествия по ненаселенной местности.


Теперь же все эти десятки бутылок и банок нужно было упаковать в мешки и дотащить на себе до трассы около километра по сухой степи. Не считая самой байдарки и наших рюкзаков. Обычно я решал эту проблему, одалживая в ближайшем жилище тележку. Но здесь рядом с нами были только юрты пастухов, которые хоть и "кочевой народ", но вместо лошади пользовались мотоциклом.

После упаковки всех вещей по мешкам, чехлам и рюкзакам я проводил Олю "на пол дороги до трассы", посадил возле упаковки с байдаркой и стал "челночить", перенося по жаре все мешки с едой и снаряжением. Вокруг меня бегали сотни монгольских коз, но использовать как "вьючное животное" приходилось собственную спину. Переместив всю гору на 500 метров, выпил из котелка остывший чай и проводил Олю уже до трассы. Тут монгольская душа не вынесла такого зрелища два молодых монгола подъехали к нашим вещам на быстром мотоцикле и схватив самое ценное скрылись в степи. 60-ти килограммовую упаковку с байдаркой легко положили себе поперек мотоцикла! Прихватив еще два мешка с едой, они бодро поскакали поехали прямо по степи к трассе. Пока я тащил два мешка на плечах, они сделали три ходки на мотоцикле и, довольные, улыбались, гарцуя возле Оли на асфальте.
 Поблагодарив их жестами и бутылкой подсолнечного масла (языков они не знали), мы занялись внеплановым монгольским автостопом.


Поток машин был не велик. Вчера по новой (только что построенной) трассе машины с отдыхающими мчались одна за другой, а сегодня поселок опустел и машины проезжали по три штуки в час. К тому же, нам подходили не все машины - нужен был грузовик или микроавтобус. В легковую гора наших вещей просто не поместится.

Сходили с котелком на речку за водой. Когда я отправился в лес за дровами, возле Оли остановился микроавтобус. В нем путешествовала девушка из США с переводчицей монголкой. Не стесняясь клиентов, водитель-монгол назвал "стандартную цену" - 30 тыс. тугриков от Хатгала до Мурэна за двух человек. К счастью, в монгольских традициях нет понятия "отдельной доплаты за багаж" и мы согласились на предложенную цену. Ведь с ним мы гарантированно успевали не только собрать байдарку до темноты, но и уйти из города уже на байдарке для комфортного ночлега в безлюдной местности.


Река Мурэн оправдала свое название - воды в ней было больше метра, что (по-монгольским меркам) действительно "большая река". Множество монголов купались в ней вечерней порой, а мы сфотографировались на память, собрали байдарку и поскорее отправились вниз по течению. Единственным огорчением мне была очередная поломка примуса. Во время транспортировки емкости с горючим в мешке с консервами, мы каким-то образом повредили насос и он стал фонтанировать бензином во все стороны при попытке поднять давление. Это уже второй сломанный насос горелки MSR у меня за последние пять лет. Где их ремонтировать, кто-нибудь подскажет?

Река несколько километров петляла среди большого одноэтажного города.

По берегам паслись стада коров, лошадей и коз. Не хотелось ночевать среди монгольских животных, да и палатку ставить на навозе не приятно.
К счастью, в месте соединения двух проток мы обнаружили замечательный остров, шириной в семь шагов и длиной в 50. Он был покрыт английским газоном коротко подъеденной травкой, а сухие лепешки кизяка я просто раскидал веслом.

Через мелкую протоку от острова находилась замечательная ивовая роща. Она, конечно, манила к себе посреди пыльной степи, но когда я залез в нее "на разведку", на меня сразу набросились тучи комаров. Удивительно, что на "нашем" островке в десяти шагах от рощи комаров уже не было! Мы решили заночевать на острове, а в рощу ходить за дровами только одевшись.

Уже в темноте, когда мы после ужина забрались в палатку, на "наш" остров с берега пригнали стадо коз! Их погонял пастух на коне. Сначала мы надеялись, что он лишь использует остров для переправы стада через реку, но он просто "оставил стадо" ночевать и один ускакал к себе домой. Пришлось мне с помощью дюралевого весла объяснять вожаку-козлу "где чья территория для ночлега" и огородить "нашу часть острова" байдаркой и ветками деревьев. Вожак, вот козел, грозно потоптался ногами возле "границы", потряс бородой, посверкал глазами и лег между нашим лагерем и стадом. Все поняли что "перемирие достигнуто" и больше никто не пытался приближаться к чужим владениям.


Утром после завтрака мы причалили к левому берегу чтобы забраться на холм и сфотографировать сверху стада коз "наш остров" и ивовую рощу с комарами.
Если повернуться правее, то видно сам областной центр Мурэн. Населенный все же людьми, а не только козами)

На переднем плане "федеральная монгольская автотрасса", связывающая областной центр со столицей. Асфальт пока сделали только из Мурэна в Хатгал, остальная территория Монголии почти вся без асфальта.


Конечно, мы знали из энциклопедий, что в Монголии домашних животных на порядок больше, чем монголов. Но все же мы были потрясены и взволнованны количеством коз, овец и прочих копытных...


Здесь мы в последний раз повстречали яков - "мохнатых коров", которые вообще-то живут в горах выше 1000 метров, а здесь им уже слишком жарко.


Интересно, что на пыльных грунтовых дорогах монголы построили себе вполне современные железобетонные мосты. Или может быть это советский стройбат их построил "в подарок монголам"? Интересно узнать, но никаких табличек на мостах мы не видели.

После того как трасса "перебежала на правый берег", мы стали наслаждаться тишиной и безлюдием.


Только иногда по берегам попадались загоны для скота, а вдалеке белела юрта их владельцев. Обратите внимание, что на каждом столбике сидит по орлу. Орлы в Монголии так же многочислены как голуби в наших городах. При наличии хорошего объектива можно наснимать их в разных ракурсах и занятиях.


Большинство животных пасутся без загонов и без какой-либо охраны. Коровы, овцы и лошади заходят в воду и жрут водоросли прямо в реке. Иногда разнообразят меню ветками прибрежных кустов.


Периодически долина реки стискивается скальными массивами и размеренное течение собирается у узкую "стремнину", где байдарка весело подпрыгивает на стоячих волнах перекатов. Никаких опасных порогов и водопадов, конечно, мы не встретили.


Кроме орлов, на реке встречаются различные виды водоплавающих птиц: рыжие утки, белые лебеди, всякие кулики-зимородки и т.п. Для орнитологов Монголия весьма привлекательна!


Для любителей скал - тоже есть куда полазить и откуда понырять.


Иногда пейзаж напоминает какой-нибудь Таджикистан или Узбекистан. Только вода чище и теплее )


На ночь встали на лужайке с сочной травой, по которой живописно были раскиданы сухие палки для костра )


А ночью взошла луна...

=========================

Продолжение следует.

http://gril-avp.livejournal.com/495288.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

17 Окт 2015


Leave a Reply