Nokian Tyres: Тысяча километров «Белого Ада»

За 20 минут до вылета я остался без паспорта в аэропорту Ивало за Полярным Кругом в Финляндии и чуть не уехал в Амстердам на Лада Веста. Сейчас мне кажется, что я упустил отличный финал путешествия на самый северный полигон, название которому «Тысяча километров Белого Ада».

Название “White Hell” полигону компании Nokian Tyres в самом северном городке Ивало дали немецкие журналисты сравнив его с Нюрнбургрингом называемым «Зеленый Ад». На трассе в Нюрнбурге я не был, но с полигоном Нокиан немцы похоже не ошиблись. Это самый большой и самый северный полигон, на котором проходят испытания зимние шины Nokian.

Не люблю считать чужие деньги, но будет полезно узнать, что до 50% бюджета разработки новых моделей шин уходит именно на испытания. На полигоне за сезон убивают около 20 тысяч шин. Двадцать тысяч, Карл! Этого количества хватит целому таксопарку на несколько лет работы.

Кстати, таксопарк здесь не для красного словца. Кто был в Финляндии, тот наверняка видел автомобили такси с наклейками Nokian. Это участники испытаний. Таксопарки получают шины, а производитель получает добросовестных испытателей, которые периодически приезжают для замеров и анализа износа.

В одно из таких такси мы чуть не сели в аэропорту Ивало. Представили? Из аэропорта вышли 20 человек и сгруппировались около одинокого VW Multivan с наклейкой Nokian Tyres. Тупили мы около минуты соображая, как будем размещаться в нем, пока не сообразили, что это такси, а не наш автобус. Журналисты, блин.

В пресс-турах мне катастрофически не хватает времени на прогулки. Кажется, что приехал на край света и обязательно погуляешь, но не тут то было. Единственным свободным временем была прогулка по городу после ужина, но главное – дошли до офиса Санта-Клауса. Самого Санты не было, но попросили для всех друзей ништяков полезных разных.

Дела полигонные

Полигон “White Hell” имеет 1000 километров тестовых трасс! Трассы самые разные – от естественного льда озер, до заснеженных лесных дорожек. Нам рассказали, что иногда Нокиан арендует дополнительные трассы для своих целей. То есть, тысячи километров становится мало!?

Кроме испытаний на стендах в городе Нокиа, о которых я уже писал на Drive2, в Ивало шины гоняют на самой разной технике. Нам показали тестовый Volkswagen LT переделанный в полноприводной с установленным оборудованием позволяющим снизу закрепить испытуемый образец.

Рядышком стоял еще великолепный экземпляр Mercedes-Benz с колесной формулой 6х6. Задняя тележка аналогичная GKlasse с проходным средним мостом. Отличная заготовка для внедорожного кемпера. Слюнки потекли. Не знаю, зачем Нокиан этот автомобиль, но очень интересная штука.

В качестве затравки нас привели в закрытый павильон с естественным льдом, где даже ходить было тяжело. Это психологический аттракцион сравнения так всесезонной резины и зимней шипованной резины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV.

Сравнение не честное априори, но оно наглядно показывает, что всесезонка не универсальная резина и в условиях суровой зимы со льдом может оказаться, что пешеход будет не манекеном, а настоящим человеком. Там, где шипованная резина остановилась около «пешехода» оставив его подранным но живым, всесезонка не уложилась да так, что голова в одну сторону, а кепка в другую.

Всесезонная резина есть, но ее использовать надо с головой. Я это говорил не один раз. Даже приводил примеры, что можно ездить по северу и хорошей погоде на штатной резине УАЗ Патриот. Но приводил примеры того, что та же штатная резина оказалась никчемной в других условиях на бездорожье, где Nokian Hakkapeliitta LT на Каргуше Алексея Климова ехала очень даже неплохо.

Тест-драйв

Пришлось «подраться» за Mercedes-Benz GLC с телевизионщиками. Организаторы предоставили несколько Audi Q5 и всего один GLC. Мне очень нравится эта машина, по лету я ее тестировал и мне было интересно на ней покататься в условиях зимы. Естественно, что мне было не жалко потом поделиться, что я и сделал, но телевизионщики они особенные, они хотели сразу и насовсем.

Пару заснеженных дорог для нас расчистили трактором, чтобы в упражнениях с лопатой мы не очень сильно задерживались. Все же это был не внедорожный тест, а тест гражданской эксплуатации в условиях суровой зимы. Хорошие автомобили и хорошие шины позволяют вообще не задумываться, асфальт под колесами, снег или лед. Мы просто ехали и глазели красоты по сторонам.

На ледяном отрезке озера поэкспериментировали с фигурной ездой на кроссоверах. Нас попросили не отключать электронику, так как автомобили не имеют специальной защиты и агрессивная езда может закончиться в спрессованном бруствере и в ремзоне ближайшего дилера.

Ауди позволяли драйверам чуть больше свободы на льду, тогда как Мерседес следил за безопасностью более тщательно. Пришлось переключиться в режим Sport+, который делает езду более агрессивной, но не отключает никаких систем стабилизации и безопасности. Эта тема мне понравилась еще на летних тестах Мерседеса GLC.

А вот самое интересное началось тогда, когда мы поменяли кроссоверы на заряженные автомобили Audi RS4 и раллийный VW Golf на ледяной трассе проложенной на озере. Интересно, что из озер каждый год берут воду на тест, чтобы проследить, что испытания не наносят вред окружающей среде и что полигон можно эксплуатировать дальше.

Драйва хватило всем и было что сравнить. Один автомобиль на фрикционной резине с АКПП, второй на шипах и МКПП с включенной электроникой, третий на шипах и без электроники, четвертый самый заряженный из всех и пятый Гольф вообще без какой-либо электроники. Самая отвязная табуретка.

На трассе стало понятно, что машины очень послушны и предсказуемы на шипованных шинах Hakkapeliitta 8. Вкупе получается отличный тренировочный снаряд. Двигаясь по трассе я мог предсказать, в каком повороте и при какой траектории будет трещать электроника, а где буду заходить чисто и без помощников. Пересев на автомобиль без электроники это оказалось очень полезно и где надо выбирал другую траекторию или снижал скорость.

Надо отдать должное – с трассы улетела только одна машина и ту быстро достали дежурным эвакуатором. При том, что никто не сдерживал наши порывы, все участники ехали адекватно, профессионально и не мешались друг другу на трассе. Всем можно поставить уверенную пятерку и сказать спасибо за хорошую компанию.

Ликбез

Зимние шины разделяются на шипованные и фрикционные, так называемые «липучки». Фрикционные шины, в свою очередь, разделяются на «нордические» для эксплуатации в суровых условиях и «европейские» для эксплуатации в условиях мягкой зимы.

Тесты на льду показали, что самой опасной температурой для шин является околонулевая, при которой только шипы показывают стабильный результат, а фрикционные тормозят значительно хуже. При температуре -8 градусов почти все участники показывают практически одинаковый результат торможения. Это все на льду. Понятно, что в городе и на чистом асфальте у фрикционных шин будет преимущество и это надо учитывать при выборе.

В настоящее время Nokian производит восьмое поколение зимних шипованных шин Hakkapeliitta отличающихся усиленной арамидными волокнами боковиной. А вот фрикционная шина Hakkapeliitta R2 имеет в составе резины плотные кристаллические включения, которые улучшают ее поведение на льду.

Кстати! Не путайте названия! В России любят называть зимние шины Nokian Hakkapeliitta Хаккой. На самом деле, Хакка это летние шины Hakka, а зимние именно Хаккапелитта от боевого клича «Хаккапелла!», что означает «пошли порвем всех шотландский флаг».

В таких выездах узнаешь много интересной технической информации, которую самостоятельно не получишь без лабораторных испытаний. Например, на скорости 125 км/ч резина с остаточным протектором 1,6 мм на мокром асфальте имеет пятно контакта всего 6% от максимально возможного.

Шесть процентов! Это вообще ни о чем. Я понимаю, что таких любителей погонять на лысых шинах не очень много, но ведь они есть и после такой информации становится понятно, почему они иногда прилетают.

В Финляндии ведется учет ДТП по причинам происшедшего. Интересно, что в стране одного из ведущих производителей шин почти 60% ДТП происходят по вине шин и в этих шестидесяти процентах основное место занимают плохое состояние шин и неправильный выбора их типа.

Но главное, что процент ДТП со смертельным исходом не просто мал, а ничтожно мал – 11 таких ДТП более, чем за 10 лет. Если сравнить с Россией, то становится не просто страшно, а пи... как страшно. Ужасной манерой вождения и полным пофигизмом тех, кто должен обеспечивать безопасность, мы просто убиваем свою нацию. А ведь в ДТП гибнут дети, которые когда-то могли избавить мир от рака, например. Но не избавят потому, что не дожили до этого открытия.

Эксклюзив

Nokian Tyres выпустили единственный в мире образец зимних шипованных шин, в которых шипы вылезают и убираются по команде водителя. Когда опубликовал видео этого процесса возникло много комментариев, что такие шины уже есть и продавались. Ан нет, таких шин не было и никогда не продавалось. Это именно образец, в которых шипы выдвигаются по команде, а не при изменении температуры или условий движения и выдвигаются по-настоящему.

Шины установлены на Porsche Cayenne и мы реально видели, как Порш ездил по льду как с убранными шипами, так и с выдвинутыми и шипы царапали лед на старте и тормозили как обычные шипованные шины.

Естественно, это разработка для будущих целей. Сейчас такие шины выпускать слишком дорого и нет смысла. Такими разработками занимаются все крупные производители – выпускают что-то для собственных целей, расчетов, попытки реализовать какие-то идеи и пр. Эти разработки никогда не пойдут в продажу, но помогут получить неоценимый опыт или породить новые идеи, которые когда-то станут использоваться в обычных гражданских продуктах.

Релакс

В качестве отвлечения от автомобилей организаторы приготовили для нас сюрприз в виде целой вереницы снегоходов BRP Lynx. Уже 14 марта я улечу в Шерегеш тестировать самые новые снежики BRP и в Ивало получилась очень классная разминка, пусть и выглядело это матрасной прогулкой.

В районе Ивало леса, поля и горы просто исчерчены снегоходными трассами. Тут есть свои правила, есть знаки для снегоходчиков, перекрестки с автомобильными дорогами. Даже вдоль дорог часто есть снегоходная тропа, ведь доехать до магазина на снежике иногда быстрее и удобнее.

Погуляв по городу понял, что снегоходы BRP явно преобладают. Либо тут есть только дилер BRP, либо именно этот бренд получил большую любовь потребителей. Снегоходы тут стоят около магазинов, около баров и огромное количество снежиков ждут туристов для сафари. Поверьте, здесь есть где кататься и что смотреть. Ивало отличное место для зимнего туризма и все для этого здесь есть.

А пейзажи вокруг такие, что дух захватывает! Вот ты какая, Лапландия!

http://mryabinin.livejournal.com/248149.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

9 Мар 2016


Leave a Reply