Обзор: посёлок — Весёлый, транспорт — не очень

Микрорайоны Ржевка-Пороховые в Красногвардейском районе и Весёлый посёлок в Невском районе застраивались в 1970-80-е годы прошлого века типовыми многоэтажными домами. Потребность в общественном транспорте между крупными жилмассивами появилась достаточно давно, и, несомненно, существует и сегодня. Каким образом можно доехать между этими районами на общественном транспорте? Какие проблемы существуют в маршрутной сети? Что можно предложить для улучшения ситуации? На эти вопросы отвечает наш сегодняшний обзор.

Проспект Наставников. Фото: Сергей Никитин

История

Впервые прямая связь общественным транспортом между двумя соседними микрорайонами появилась в 1985 году. Тогда был открыт автобусный маршрут №140 «Улица Химиков – платформа Сортировочная».
Часть трассы маршрута №140: Индустриальный проспект – проспект Энтузиастов – проспект Наставников – проспект Солидарности – улица Коллонтай – проспект Большевиков…
В таком виде он работал с 1985 по 1993 г. С 1993 г. маршрут №140 был пущен до конца улицы Коллонтай, так же, как он ходит сейчас. Из Красногвардейского района отправился новый автобусный маршрут №164 до АС «Улица Подвойского».

В 2005 году в дополнение к проспекту Солидарности была открыта вторая дорога между этими микрорайонами – Российский путепровод в створе Российского и Индустриального проспектов. В скором времени после открытия путепровода, с 2006 года, маршрут №164 изменил свою трассу, по которой он ходит и сейчас. Вместо проспекта Солидарности автобусы были направлены по Хасанской улице и далее через новый путепровод. От Российского путепровода маршрут далее пролегал по Товарищескому проспекту, улице Чудновского, улице Кржижановского, проспекту Солидарности и улице Коллонтай.

При этом, после такого изменения трассы, время в пути из Красногвардейского в Невский район (в частности, до станции метро «Проспект Большевиков») увеличилось по сравнению с предыдущим вариантом движения.
Чтобы улучшить ситуацию, в 2012 году было принято решение об открытии нового маршрута №169 «АС Хасанская улица – ст.м. «Проспект Большевиков». Действительно, после ввода этого маршрута появилась быстрая связь социальным транспортом от указанной станции метро в Красногвардейский район, но при этом без недостатков всё-таки не обошлось.

Существующие маршруты

Рассмотрим более подробно связь двух микрорайонов города на данный момент. Так выглядит схема «социальных» маршрутов:

На первый взгляд кажется, что всё хорошо - на многих улицах присутствует нужный общественный транспорт. Но посмотрим, какие же недостатки у этой «сети маршрутов»:
1)    Отсутствие связи со ст.м.«Улица Дыбенко», рядом с которой находится достаточно крупный пересадочный узел, большое количество пригородных маршрутов, и других объектов притяжения. Частично обеспечивается 164 маршрутом (от ул. Подвойского до м. «Улица Дыбенко» около 700 м), но прямо к станции метро ни один маршрут не подъезжает.
2)    Интервалы движения у маршрута №164 от 16 до 20 мин, у 169 маршрута - 20-25 мин. У любой маршрутки, о которых речь пойдет далее, интервал во всяком случае не выше, а обычно он существенно ниже.
3)    Время в пути до той же ст.м. «Проспект Большевиков» довольно большое. 164 маршрут перед тем, как поехать к метро, объезжает многие улицы Невского района, что увеличивает время поездки. Автобусный маршрут №169 удобен только для части Красногвардейского района (Индустриальный проспект, проспект Ударников), для юга Пороховых время уже составляет 20-25 мин., когда на «коммерции» можно доехать всего за 10 минут.

Автобус №164 поворачивает с улицы Чудновского. Фото: Дмитрий Гусаров.

Для сравнения, посмотрим на примерную схему «коммерческих» маршрутов в интересующей нас части:

Как можно видеть, число маршрутов довольно большое, в основном это протяжённые маршруты, которые затем идут в другие районы (Пискарёвка, левый берег Невского района, Купчино и т.д.). Через проспект Солидарности между Хасанской улицей и улицей Кржижановского (где сейчас нет ни одного социального маршрута) проходит 6 «коммерческих» маршрутов, до станции метро «Улица Дыбенко» из Красногвардейского района доезжает 7 маршрутов.  Это позволяет говорить о том, что спрос на общественный транспорт между районами действительно существует.

Варианты улучшения ситуации

Рассмотрим теперь варианты улучшения связи Ржевки-Пороховых и Весёлого Посёлка, которые наиболее часто высказываются в транспортном сообществе:

1) Продлить трассы автобусных маршрутов №№ 102 и 153
Предлагается продлить 102 маршрут аналогично трассе маршрута К-102 – по проспекту Наставников, Хасанской улице и Российскому проспекту до станции метро «Проспект Большевиков». Идею предлагал наш подписчик Иннокентий Дачников.

Место стоянки маршруток у станции метро «Проспект Большевиков». Фото: Николай Петровский

153 маршрут предлагается продлить ещё дальше: до АС «Река Оккервиль», чтобы он ещё и доходил до станции метро «Улица Дыбенко».

Но чиновникам Комитета по транспорту данные варианты не очень понравились – увеличивается протяжённость и так уже длинных маршрутов (сейчас их длина около 22 км); без добавления подвижного состава увеличиваются интервалы, что негативно скажется на обслуживании пассажиров. К тому же было упомянуто про наличие автобусного маршрута №169, обеспечивающего связь Индустриального проспекта со станцией метро «Проспект Большевиков».

2) Сделать «коммерческий» маршрут К-388 социальным
Предложение нашего подписчика Константина Чистякова заключается в том, чтобы сделать существующий «коммерческий» маршрут К-388 социальным – для того, чтобы на нём действовали все виды проездных, а также льготные билеты.

В рассматриваемой нами части маршрут едет следующим образом: улица Коммуны – проспект Ударников (обратно: Ириновский проспект – улица Коммуны) – проспект Наставников – проспект Солидарности – улица Коллонтай – проспект Большевиков.

В целом идея хорошая, появится «социальный» транспорт, обеспечивающий связь Ржевки-Пороховых и Весёлого Посёлка. Тем не менее, трасса маршрута является довольно длинной (около 21 км), а значит потребуется значительное количество машин для сохранения интервала движения 15 – 20 мин. Да и пробки на трассе маршрута возникают часто и могут повлиять на стабильность работы.

Традиционно, пришедший ответ из профильного Комитета оказался простым: денег на эти мероприятия нет. В целом, по этому направлению также можно было бы оптимизировать автобусный маршрут № 140 или троллейбусный маршрут № 28, с продлением до ст.м. "Купчино". Но повышение удобства передвижения наземным транспортом на данном направлении в планы петербургских чиновников не входит.

3) Изменить трассу автобусного маршрута №164
Идея заключается в том, чтобы убрать на маршруте 164 крюк по Товарищескому проспекту – улице Чудновского – улице Кржижановского и пустить его по проспекту Наставников через проспект Солидарности и улицу Коллонтай. Это сократит время в пути из района Ржевки-Пороховых до ст.метро «Проспект Большевиков», сейчас оно составляет как минимум 15 мин.

Согласно полученному ответу на обращение, анализ пассажиропотоков в течение дня на остановках «Российский пр., 14», «ул.Чудновского, 6» показал, что эти остановки, расположенные на текущей трассе, вполне востребованы пассажирами и изменять маршрут не следует.

4)  Ввести новый «социальный» маршрут №30а: ж/д станция Ржевка – АС «Улица Подвойского»
Вообще говоря, данный маршрут уже работал в период с середины по конец мая 2015 года. Он был открыт как временный, когда было закрыто трамвайное движение на перекрёстке Ириновского проспекта и проспекта Наставников, для обеспечения связи района Ржевка-Пороховые со станцией метро. Тогда были закрыты маршруты трамваев №59 и 64, а трамвайный маршрут №30 был направлен до к/ст «Хасанская улица». Временный автобусный «помощник» с номером 30а следовал в Невском районе до станции метро «Проспект Большевиков».

Здесь рассмотрим 2 варианта трассировки. Вариант 1 – трасса, которая была у маршрута во время его прошлогодней работы. От станции Ржевка: Ириновский проспект (обратно: проспект Ударников – улица Коммуны) – проспект Наставников – Хасанская улица – Российский проспект – улица Коллонтай – проспект Солидарности до АС «Улица Подвойского».

Вариант 2 - идея на проекте «WikiRoutes Народные маршруты: по улице Коммуны вместо проспекта Наставников, а также через улицу Подвойского и далее по проспекту Большевиков вместо проспекта Солидарности и улицы Коллонтай. Примечательно, что в проекте «Народных маршрутов» она находится на 2-м месте по популярности в Санкт-Петербурге, за неё отдано более 150 голосов.

При обращении в Комитет по транспорту нами были предложены оба варианта трассы маршрута. Далее поступил стандартный ответ о невозможности открытия маршрута в условиях существующего бюджетного финансирования, а также о возможности пересадки с трамвайного маршрута 64 на автобусный 164 на перекрёстке проспектов Косыгина и Индустриального (вот только на маршрутах К-218 или К-409 можно доехать без пересадок, и, разумеется, получится быстрее и дешевле).

Также в ответе было упомянуто изменение в 2018 году автобусного маршрута 30: вместо кольца на ст.м. «Ладожская» планируется сделать его конечным пунктом станцию метро «Проспект Большевиков». Подобное изменение связано с реализуемым концессионым соглашением о создании частной трамвайной сети в Красногвардейском районе (подробнее об этом).

5) Построить троллейбусную линию по Российскому проспекту
На данный момент троллейбусное движение в рассматриваемых нами районах довольно хорошо развито. В микрорайоне Ржевка-Пороховые оно есть на Индустриальном проспекте (от шоссе Революции до Хасанской улицы), Хасанской улице, проспекте Косыгина. В районе Весёлого Посёлка оно есть на проспекте Большевиков, улице Коллонтай (от Дальневосточного до Российского проспекта), улице Подвойского и на улице Дыбенко (от Товарищеского проспекта до проспекта Большевиков).
Связь между двумя районами можно организовать с помощью продления троллейбусной линии по Российскому проспекту и Российскому путепроводу. Варианты маршрутов можно придумать различные, в любом случае, это пойдет на пользу рассматриваемой нами связи.

Строительство линии было официально в планах, оно входило в «Отраслевую схему развития объектов транспортной инфраструктуры на 2011-2015 годы» и также в адресную инвестиционную программу ГУП «Горэлектротранс». Но под предлогом финансового кризиса, чиновники оказались хозяевами своего слова, по принципу «сегодня обещание дал, завтра - взял», и на текущий момент это строительство больше не входит в планы развития.

Что делать?

Объективно проблема транспортной связи двух микрорайонов – целиком искусственно созданная. Сложных препятствий на пути организации современного комфортного транспортного сообщения на данном участке нет. Сейчас же отсутствие такого сообщения порождает наличие чрезмерно большого количества «коммерческих» маршрутов. Конечно, в каких-то ситуациях это хорошо, без пересадок можно доехать до большего количества мест. С другой стороны, при подъезде к остановкам нередко скапливаются очереди из автобусов (например, на остановке «Ленская улица» по проспекту Наставников останавливаются 17 (!!!) маршрутов транспорта). В данной ситуации путём оптимизации маршрутной сети вполне можно сократить количество маршрутов, в том числе и путём «осоциаливания» коммерческих маршрутов.

К огромному сожалению, ситуация в описанном районе не уникальна - на данный момент явно видно нежелание городских чиновников, ответственных за развитие общественного транспорта, улучшать ситуацию в городе в целом. Также свою лету вносит слабый уровень запроса граждан на качественный общественный транспорт; сейчас бОльшую часть граждан-пользователей ОТ вполне устраивает маршрутка-ПАЗик. В рассмотренном нами районе этот вид транспорта действительно можно назвать быстрым и комфортным, т.к. другого просто нет.

© 2016 | Иван Дроботов

http://pitertransport.livejournal.com/64356.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

5 Июн 2016


Leave a Reply