«Там, где пехота не пройдет»: экспериментальные сочлененные вездеходы VEXA.


VEXA 8x8 (кликабельно)

В середине 60-х (а именно, в 1964 году) на волне разработок "систем повышенной мобильности" в США была разработана крайне забавная тестовая платформа VEXA (Vicksburg Mobility Exercise A), известная так же, как MEXA-Clark? на которой предполагалось обкатать облик будущего, как я понимаю, "доставщика ракет", который должен был на новомодных пневмокатках подтаскивать носители ядерного оружия как можно ближе к противнику (тогдашние ракеты "возимого формата" не могли похвастаться большой дальностью полета, да и сами ЯБЧ тоже не маленькие были, так что все было весьма монструозно). Первая опытная машина грузоподъемностью в 2,5 тонны была выполнена по совсем нетрадиционной схеме - из трех звеньев, причем, если кабина была на переднем (к счастью), то двигатель уехал на заднюю. Полагаю, что таким образом американцы просто хотели проверить работу самым хитровымудренно устроенных узлов трансмиссии. Хотя, возможно, им было интересно и сохранение нагрузки на крайние оси при погрузке/разгрузке. .


передний узел сочленения VEXA 8x8, крупно (кликабельно)

Вдоль всей машины проходил карданный вал, крестовины которого располагались в управляемых гидравликой в двух плоскостях сочленениях, управление которыми шло в противоположном, разумеется, направлении - от кабины назад. Гидравлическими линиями управлялся и двигатель с КПП, о тормозах и речи нет. Насколько я понимаю, в целом испытания показали, что идея вполне работоспособная, только практического смысла от убранного назад мотора немного, поэтому уже в следующем году на полигон выкатился уже вполне утилитарный образец VEXA 10x10. Насколько я понимаю, она должна была быть VEXB, но менять название не стали.


VEXA 10x10 на снегу (кликабельно) + еще фото

Тут, как видите, все уже попроще: сегментов стало всего два, мотор переместился поближе к кабине (думаю, что и способ управления им стал традиционным), а грузовая платформа заняла свое место сзади, причем уже на шести катках. Почему так, ведь нагрузка на задние катки явно маловата для хорошего сцепления? Скорее всего, дело в том, что к этом моменту стало понятно, что будущая машина - не просто "грузовик", который иногда и с пустым кузовом катается, а принципиальный ракетовоз, который важен и нужен только пока с ракетой, а после запуска пускай сам выбирается. При заранее известной и фиксированной же нагрузке рассчитать равный сцепной вес на все колеса нетрудно.


+ замузеенная VEXA 8x8.

This entry was originally posted at http://strangernn.dreamwidth.org/1544296.html. Please comment there using OpenID.

http://strangernn.livejournal.com/1566428.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

21 Июн 2017


Leave a Reply