В тесноте и обиде прокатились с матерком

Вернувшись из Казани, где я не увидел не одной маршрутки, а автобусы ходят по расписанию (на многих остановках есть электронное табло, где показано через сколько минут подъедет каждый маршрут) и с кондукторами, есть транспортные карты, тем более разительную разницу я почувствовал, вернувшись в Саратов.

В то время, как в СМИ автоперевозчики публикуют репортажи о своих успехах и новом подвижном составе, об экологии и культуре водителей, что неудивительно перед грядущим конкурсом перевозчиков, в реальной жизни саратовские пассажиры продолжают ездить в списанных немецких автобусах 1980-х или утрамбовываться в новые маршрутки вдвое больше их номинальное вместимости. Водители резинят, подрезают друг друга, всю дорогу трындят по телефону, сходят с маршрута, курят в салоне. И пассажиры боятся хоть что-то им на это сказать, чтобы не получить ушат мата в свой адрес. Звонить на "Горячую линию" бесполезно. Тем временем "Транспортное управление" публикует хвалебные отзывы пассажиров о внимательных водителях и их культурном вождении. Словно две разные планеты в Саратове существуют одновременно.

В "Газете недели" вышла очень наглядная статья Люси Шлепкиной о том, как всё происходит на самом деле.

В тесноте и обиде прокатились с матерком

Путешествие на городских автобусных маршрутах ввергает в уныние и отбирает все силы


– Я тебе дерево, что ли? – с такими словами водитель маршрутки № 8 обратился к коллеге, лихо догоняя его по правой полосе. – Ты чего трубку не брал? Я обзвонился.

– Телефон отключился, – оправдывался тот.

– Вечером поговорим. Я тебе устрою! Достал ты меня! – пообещал первый и нажал на газ.

Разговор двух водителей длился дольше. Один нападал. Второй отшучивался. Лексика их филологической точностью и изяществом стиля не отличалась. Маршрутки ехали медленно, рядом, заняв две полосы. Автомобили их объехать не могли. Пассажиры двух транспортных средств вынуждены были слушать препирательства.

«Я ПОСЛЕДНИЙ КРУГ И СВАЛИВАЮ»

На работу общественного транспорта саратовцы жалуются из года в год. Чиновники делают вид, что проблему решают. Условия конкурса по распределению маршрутов переписывают. Покупают перевозчикам автобусы. Экс-глава Саратова Валерий Сараев, недовольный состоянием общественного транспорта, пытался пересадить на него парочку подчинённых, как раз за перевозки отвечающих. И даже обещал сам к ним присоединиться, когда у него «будет такая возможность». Возможность, на его счастье, не представилась. Сараева нет. Освободили руководящие кресла и те, кому грозила та страшная кара. А проблема осталась.

Вот опять мы в рейтинге комфортности общественного транспорта от портала Domofond стали аутсайдерами – 95-е место из 100. А в прошлом году были 96-ми.

На минувшей неделе корреспондент «Газеты недели» катался на автобусах и ставил эксперимент из разряда «кто быстрее доберётся».

Водитель маршрутки № 8 оказался самым колоритным. Всю дорогу от Солнечного до Чапаева рта не закрывал. «Я отъезжаю. Ну, чё там впереди?». «Слышь, на Жуковского пробки, я дворами еду». «Алё, этот урод меня обогнал, по Осипова срезал», «Там можешь не ехать, народу вообще нет», «Пять человек на маршруте, я последний круг и сваливаю», «Мне ремонт нужен, ты на СТО ещё работаешь?»

И так всю дорогу – сплошные телефонные консультации о том, где пробки; вопросы, как их объехать, у тех, кто впереди; звонки с советами, где не стоит ехать тем, кто позади; погоня за водителем параллельного маршрута № 8а и выяснение отношений с ним.

Время – полдень. В замызганной маршрутке занята половина салона. Молодёжь уткнулась в гаджеты, старшее поколение – в окна. Салон трясётся и поскрипывает. На остановке заходит девушка с ребенком лет пяти. Через какое-то время они пересаживаются подальше от водителя. Мама старательно закрывает уши мальчику. Время от времени, поневоле слушая все эти разборки, качает головой пожилая женщина.

Все молчат. Понимают, что случилось страшное. Нашу маршрутку обогнала другая, идущая по графику позже. Собрала пассажиров с «жирной» остановки на Танкистов/Навашина и не отчиталась об этом.

«Я как-то сделала замечание такому же, – шепчет мне сидящая рядом бабушка. – Угадайте, что сделал шофёр? Правильно – нахамил».

Пообщавшись с пассажирами, я поняла, что днём в автобусах фактуры не соберёшь. Уехать куда-то, даже из отдалённых районов, особых проблем нет. Интервал движения в большинстве случаев соблюдается. «Идите утром на конечную маршрута № 73. Прочувствуете всю заботу о народе», – посоветовала мне соседка. Так я и сделала.

В «ГОНКЕ» С АВТОБУСОМ ПОБЕДИЛ ПЕШЕХОД

Около восьми утра. Темно. Холодно. Мокро и грязно. Очередь на конечной на 6-м квартале видно издалека. Маршруток нет. Проходит десять минут. Людская змейка растёт, транспорта не видно. Впереди стоящие начинают приплясывать и натягивать капюшоны. Интервал движения маршрутки значится в пределах 4–8 минут. Мы прождали 20.

«Газель NEXT Citiline» в модификации городской автобус имеет 18 сидячих пассажирских мест и одно стоячее. Такое описание даётся на сайте саратовского автодилера. Нас в маршрутке набралось около 30 человек. Можно было, конечно, дождаться следующей машины, но кто знает, через четыре минуты она подойдёт или так же через 20. Перспектива продления промозглого утра заставила плотнее утрамбоваться. Хотя некоторые всё же предпочли сырость тесноте.

Вскоре оказалось, что места в автобусе ещё полно. Водитель притормозил у «Океана» и на рынке «Северном». Когда салон маршрутки стал больше напоминать банку со шпротами, мы поехали без остановок. Телефоны, наушники, лёгкая зависть в глазах стоящих – привычный транспортный набор.

Вскоре появилась новая проблема – как из маршрутного средства выходить. Проход узкий, меняться местами, как-то двигаться нереально. Очень хотелось в этот момент перелететь, телепортироваться. Поначалу, чтобы выпустить кого-то, доброй половине стоящих приходилось выходить на улицу, после Сенного рынка ситуация немного улучшилась.

Наконец-то выхожу на своей остановке. От бодрящего ожидания, полутора часов давки и стояния в пробках ноги гудят, сил работать уже нет.

Знакомство с общественным транспортом продолжилось в автобусе № 6. Там салон просторный. И мест больше. В маршрутное такси после утреннего путешествия залезать больше не хотелось. По Чапаева ехали медленно. При повороте на Московскую мы чуть не сбили двух женщин. Здесь висят автомобильные светофоры и пешеходные. Люди часто путаются и идут на красный.

Водитель попался эмоциональный. Сначала женщин как следует отчитал: громко и с матерком. Потом рукой им погрозил. Этот инцидент был самым ярким в поездке. В остальном она была долгой и унылой.

В автобусе № 11 шофёр был спокойным как танк. Мы «резинили» всю Московскую. Пассажиры от длительных стоянок не выдерживали. «Ну сколько можно! Поехали уже», – нервно подгоняли его на Радищева, Горького. Но водитель не реагировал. На Чапаева мы стояли минут десять. За нами собрался целый автобусно-троллейбусный поезд. Он гудел, и гул нарастал всё громче. Какой-то водитель прибежал выяснять отношения с нашим. Он кричал и махал руками. Но нашего ничего не брало. Отстояв столько, сколько ему было надо, он надавил на газ. Я наблюдала всё это со стороны, находиться внутри металлической черепахи терпения мне не хватило. До Астраханской шла пешком, чтобы проверить, кто выиграет в этой «гонке». Пешая прогулка оказалась полезнее и приятнее. И она принесла мне победу.

Закончился этот длинный автобусный день экстремальным ожиданием маршрута № 8. Последний рейс у него отмечен временем 21.40. На Кутякова я пришла около восьми вечера. Полчаса холода мне хватило. Эксперимент решено было не продолжать. Тепло от специально купленного кофе давно испарилось. Энтузиазм тоже. Такси приехало через две минуты.

P.S.: а как вы оцениваете саратовские автобусы?

https://djhooligantk.livejournal.com/1306748.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

29 Ноя 2017


Leave a Reply