Кату-Ярык

В Кош-Агаче принимаем решение: разворачиваться и ехать назад до поворота на Улаган, чтобы посмотреть известный Улаганский перевал и, вероятно, самый часто описываемый на Drom’е – перевал Кату-Ярык.

По Чуйскому тракту возвращаемся до Акташа, по которому прогуливаются алтайцы в тельняшках и бескозырках с ленточками всех флотов СССР. Вспоминаем, что сегодня День Военно-морского флота. Поздравляем «весёлых морячков», признаёмся в своём военно-морском прошлом, тактично отказываемся от предложения выпить, уточняем у них дорогу и продолжаем путь на Улаган.

Свернув с тракта примерно в центре Акташа вправо, уходим в горы. По пути встречаем море развалин. А ведь в этих зданиях и сооружениях что-то было – жили и работали люди, теперь это руины.

Развалины Акташа.

Подъезжаем к Красным воротам. Очень красивое место. Любуемся ими, фотографируемся и восхищаемся мощью маленькой речки Чибитки, протекающей в ущелье Красных ворот.

Движение через Красные ворота в этот день оказалось очень оживлённым.

Река Чибитка.

За Красными воротами расположена сеть больших и малых озёр, которые почему-то не указаны на нашей карте. Вода в озёрах чистая, прозрачная и, несмотря на ветреную и дождливую погоду в тот день, с идеально гладкой, зеркальной поверхностью. Почти у всех озёр размещены таблички «частная собственность» и т.д. и т.п. На некоторых расположены базы отдыха, о чём сообщают указатели то влево, то вправо от дороги.

Одно из озёр Улаганского перевала

Дорога по качеству покрытия разная – в основном грунтовка разного качества: от сносного до ужасного, но встречаются и асфальтированные участки.

На Улаганский перевал (2080 м), который изначально приняли за перевал Кату-Ярык, въезжаем почти под проливным дождём, поэтому не фотографируемся, да и фотографировать особо-то нечего. Почему-то нигде в отчётах не встречали информации, что от Акташа до Кату-Ярыка целая сотня километров непростой дороги.

На Улаганском перевале нас догоняют два томских семейных экипажа на Nissan Qashqai и Chevrolet Captiva, которые едут на Телецкое озеро. Знакомимся. Общаемся, насколько это позволяет сделать погода. Они едут в Челушманскую долину, но ещё знают – на какой базе будут останавливаться. В случае отсутствия мест рассматривают возможность разбития дикого палаточного лагеря. Рассказали, что один из экипажей год назад доехал до Улаганского перевала на кемпере, но не рискнул продолжить путь. Поэтому в этом году они пригласили друзей и уже на двух машинах планируют реализовать задуманные планы. Приглашают нас присоединиться к их компании. Ясно осознавая «внедорожные» качества нашего автомобиля, соглашаемся с оговоркой – «если отстанем, продолжайте движение без нас».

Спускаясь с перевала, наблюдаем последствия только что случившегося серьёзного ДТП. Микрогрузовичок спускаясь с горы, смял две легковушки, двигавшихся по встречке. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот машины – сильно. Грузовик восстановлению не подлежит. С ещё большей осторожностью продолжаем движение вперёд.

В Балыктуюле окончательно отстаём от компании томичей и продолжаем путь самостоятельно. Проезжаем поворот на Паспарту, про которую начитались на форуме всяких страшилок и двигаемся дальше. Дорога становится всё хуже и хуже. Время от времени появляется желание повернуть обратно, но желание увидеть Кату-Ярык собственными глазами побеждает.

Вечереет. Дождь идёт то затихая, то усиливаясь.

По пути встречаем группу москвичей на нескольких подготовленных Toyota Land Cruiser 80, которые планируют съехать с дороги и разбить палаточный лагерь в лесу, чтобы с утра «на свежую голову» штурмовать перевал.

Двигаемся дальше. И уже в кромешной темноте, после 22 часов местного времени, выезжаем на видовую площадку перед перевалом Кату-Ярык (1200 м).

На перевале стоят два автомобиля Opel Astra чёрного и белого цвета. Вокруг них суетятся люди. В свете фар прикручивают передний бампер к одному из Opel’ей. Подходим. Знакомимся. Компания из разных регионов: один экипаж из Екатеринбурга, второй, если не ошибаюсь, из Уфы. Ребята только что поднялись из долины Челушмана. Один экипаж самостоятельно, другой – за 1000 рублей с помощью местного ГАЗ-66 прошёл первый участок, далее поднялся самостоятельно, но «чтобы не подпортить экстерьер машины», предварительно были откручены бамперы. Восстановив первозданный облик машин, наши соседи решают ехать дальше в сторону Балыктуюля или дальше.

Начинаем задумываться – что же делать дальше? Но природа сама решает за нас. Резко усилился дождь. Началась сильная гроза. Другого решения в такую погоду и быть не может – мы остаёмся ночевать в машине.

К утру дождь прекратился, и нашему взору открылась великолепная долина с рекой и водопадом.

Река Челушман и водопад.

На краю видовой площадки. Внизу долина Челушмана

Осмотревшись на местности, принимаем решение – в долину на машине не спускаемся, спускаемся пешком.

Серпантин перевала Кату-Ярык.

Спуститься проблем нет (были дороги и посложней), а вот подняться – большой вопрос. Машина низкая, база длинная, привод передний… А ведь нам предстоит ещё дальняя дорога. Мы ещё и не представляли, что на тот момент мы и половины нашего пути не прошли.

Один из зигзагов Кату-Ярыка.

"Первые ласточки" идущие вверх.

Пока поднимались наверх к машине, из долины вслед за нами поднялся сильный туман, который окончательно убедил нас, что наше решение верно. Аттракцион под названием «Куту-Ярык» не стоит того, чтобы гробить машину.

Уезжая с Кату-Ярыка, принимаем решение обязательно сюда вернуться, чтобы побывать в долине и добраться до южного берега Телецкого озера, но уже на более подготовленной машине.

На обратном пути опять проезжаем Красные ворота. Но в этот раз мы одни. Никого не надо просить выйти из кадра, чтобы получился хороший снимок.

Красная машина в Красных воротах

https://wildcompany.livejournal.com/556817.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

12 Дек 2017


Leave a Reply