Как газовая турбина в автомобильную технику пыталась пролезть. БАЗ-Э135Г


БАЗ-Э135Г с имитатором "полезной нагрузки" (кликабельно)

А это у нас БАЗ-Э135Г, газотурбиный грузовик высокой проходимости, построенный в 1969 году. Конечно, экспериментальный, но весьма интересный. Собственно, на тот момент большого выбора автомобильных ГТД не было, и грузовик оснастили газотурбинным двигателем ГТД-350Т. Через специальный редуктор (для согласования оборотов турбины) и гидромеханическую коробку передач (ГМП) НАМИ-090. Ну, и всей обвязкой для ГТД и этой КПП, конечно - одноступенчатый инерционный очиститель воздуха (который пришлось дополнить электровентиляторами), система маслорадиаторов для КПП, и все такое. И в первой половине 1969 года машина вышла на заводские испытания. По их итогам было решено передать машину на госиспытания, которые прошли на полигоне в Бронницах с 29 августа по 16 октября 1969.


вид на машину сверху, видны детали МТО и маслорадиаторы (кликабельно)

Результаты были неоднозначными. C одной стороны, динамика и максимальная скорость (83км/ч) стали лучше, а с другой... Даже не считая цены ГТД и ГМП, только на расходе топлива можно было удавиться: там, где дизельный БАЗ-135М на сотню сжигал в цилиндрах своего ЯМЗ-238Н 40 литров солярки (а бензиновый БАЗ-135Л2 с двумя ЗиЛ-375 даже 80 литров на сотню) - газотурбинный монстр БАЗ-Э135Г расходовал 144 литра авиационного керосина! И, мало того, что такой расход был при движении на скорости выше 40км/ч, так он же практически и не снижался при меньшей скорости и нагрузке!


вид на БАЗ-Э135Г сзади-справа (кликабельно)

Ну, и прочие милые мелочи, типа проблем с запуском далекого от совершенства двигателя, адский шум при его работе (а глушить-то толком и нельзя, ГТД о-о-очень не любят противодавления на выпуске) и большие потери в очень далекой от совершенства трансмиссии. В общем, на тот момент было решено, что овчинка не стоит выделки, ничего оправдывающего цену и сложность машины продемонстрировано не было. Если, конечно, не считать положительным результатом доказательство самой возможности создания мощного грузового автомобиля с газотурбинной силовой установкой.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1688031.html. Please comment there using OpenID.

https://strangernn.livejournal.com/1715783.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

13 Апр 2018


Leave a Reply