Выра-Рождествено. Часть 2

Продолжение. Итак, почтовые станции располагались вдоль трактов на расстоянии 20-25 вёрст, расстояние это называлось "прогоном", а ямщицкий труд - кстати, очень тяжёлый - гоньбой. Занимались ей исключительно мужчины, это был один из отхожих промыслов и одновременно одна из повинностей, которую обязаны были нести крестьяне. Хотя в некоторых местах Севера, Урала и Сибири в ямщицкую гоньбу могли отправляться и женщины. Понятно, что не от хорошей жизни.

А зародился ямщицкий промысел и вообще вся система почтовой службы на Руси во времена монголо-татарского нашествия. Именно у монголов к моменту вторжения на Русь уже существовала система доставки почты специальными гонцами по торговым трактам, на которых были устроены почтовые станции, называемые ямами. Отсюда и слово ямщик.

Основным предназначением ямщиков, конечно, были доставки пассажиров и почты. Поэтому на каждой станции была почтовая служба.

Отправка писем была непростым делом. До изобретения конверта и почтовых марок каждое письмо необходимо было взвесить и стоимость письма зависела от его веса. Собственно, эта система с небольшими изменениями действует и сейчас.

А ещё, кроме языка вееров в XIX-начале ХХ века существовал язык почтовых марок. Марка, наклеенная определённым образом и под определённым углом, могла уже сама по себе служить посланием. Не распечатывая письма можно было понять о чём оно уже по тому, как была наклеена марка.

С появлением сети железных дорог в России ямской промысел постепенно сошёл на нет. Хотя кое-где в отдалённых районах нечто похожее сохранялось вплоть до 40-х годов прошлого века. И занимались этим опять же колхозники. Это была теперь уже государственная повинность.

Каждому путешествующему по России и пользующемуся услугами ямщиков выдавался особый документ - подорожная. В ней указывался пункт, куда следует человек и количество лошадей, которые ему положены, а так же цель путешествия: личная, торговые дела, или же по казённой надобности. Так в те времена назывались командировки.

Количество лошадей и в какую очередь их подавали, тоже зависело от того, в каком чине находился путешественник и с какой подорожной он путешествовал. Конечно, вне очереди предоставляли лошадей фельдъегерям (курьерам) правительственной связи и чиновникам I-IV Классов Табели о рангах. Им полагалось подавать 12-14 лошадей.

Остальные могли ожидать своей очереди сутками. Лошадь не машина и ей требуется отдых.

А так же еда и уход. Поэтому на каждой станции были кузница, конюшня и помещения для хранения сена и овса и каретные сараи.

Продолже... сле...

https://z-laya.livejournal.com/924451.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

30 Июл 2018


Leave a Reply