Грузовик, везущий счастье. Автовозы в СССР

Автовоз в СССР был  явлением редким, и у некоторых его увидевших прохожих (стоявших в  очереди на покупку машины) начинало чаще биться сердце в приятном  ожидании- машины привезли, а вдруг и моя очередь подошла…  

К середине 50-х годов  прошлого века в СССР назрела необходимость в автопоездах, назначением  которых была перевозка очень дефицитного и очень желанного многими  советскими семьями товара – легкового автомобиля. Транспортировка  автомобилей осуществлялась в основном железнодорожным транспортом, на  платформах, но часть пути к автомагазину, или площадке, на которой  счастливчики, у кого подошла очередь на приобретение машины, могли  совершить долгожданную покупку, была вдалеке от железных дорог, поэтому к  пункту продажи машины ехали в основном своим ходом.  

Если расстояние, которое  машине предстояло преодолеть свои ходом было в пределах нескольких  десятков километров, то никаких особо проблем не было, а вот если  несколько сотен? А если и тысячу километров? Тут уж требовалась  специальная техника – автовоз.  

Павловский (ныне)  автобусный завод когда-то выпускал вот такие полуприцепы-автовозы  ПАЗ-740. Конечно, для большой страны это была капля в море... 

В 50-х за решение  проблемы взялись всерьёз, разрабатывались как открытые варианты  автовозов, так и с закрытым нижним ярусом полуприцепы-автовозы. Попытки  сделать нижний ярус закрытым были объяснимы дорожными условиями, которые  в некоторых наших городах сохранились и поныне – грязь и мелкие  камушки, летевшие из под колёс тягача могли испортить лакокрасочное  покрытие новой, еще не проданной легковой машины.  

Экспериментальный  полуприцеп автопоезда А-820, разработанного НАМИ совместно с Павловским  автобусным заводом был сконструирован с учётом этих обстоятельств,  нижний ярус полуприцепа-автовоза был закрытым.  

Тягачом автопоезда был МАЗ-200, машина которая трудилась многие десятилетия на дорогах и стройка всего СССР, да и в наши дни обретает вторую жизнь. Полуприцеп был рассчитан на перевозку автомобилей различной ширины. Широкие «Победы» и «Волги» 21-й серии размещались на нем в количестве 6 штук, а более компактных «Москвичей» второго поколения автовоз мог вместить и 9 штук, на втором ряду машины располагались попарно.  

Насколько такая  конструкция была безопасной, трудно сейчас сказать, однако учитывая  невысокие скорости тех лет, такой универсальный автовоз вполне мог пойти  в производство, но не пошел, так и остался в виде опытного образца. 

Кстати, такую схему сейчас применяют китайцы в некоторых своих автовозах, вот например такой современный китайский автовоз. 

Самым известным в СССР  полуприцепом-автовозом был ЦПКТБ-А409М. Производство началось в 1970  году на Мамонтовском опытно-экспериментальным заводе, а с 1979 года  выпускался  Бесланским заводом объединения «Росавтоспецоборудование».  Полуприцеп был двухъярусным, мог перевозить пять или шесть легковых  автомобилей, рекомендованным тягачом для него был МАЗ-500.  

В качестве тягача мог применяться и более слабый ЗИЛ-130, хоть и не так часто.  

Так как количество  выпускаемых легковых автомобилей неуклонно росло, а полуприцепов –  автовозов не хватало, в конце 1960-х СССР закупил партию импортных  автовозов фирмы Rolfo, 2-TVS-12 предназначался для перевозки 6  малолитражек, а 2-TVS-16 – восьми.  

Автопоезд – длинномер  с индексом А-491 был способен перевозить аж семь легковушек типа «Волги» ГАЗ-24.  

Грузовики тоже нуждались  в перевозке, и в СССР их перевозили интересным способом – на  специальных платформах методом полупогрузки на раму предыдущей машины.  Выглядело это примерно так. Кстати, точно так же, для экономии места,  грузовики перевозились и на железнодорожных платформах.  

А это уже раннее  пост-советское время, 90-е, доставка легковушек из Японии морем в  Россию, спрос был большой, экономить старались на всём и порой везли  машины даже вот таким образом.  

https://mexanizm.livejournal.com/24461.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

16 Сен 2018


Leave a Reply